Для производства и продажи алкогольной продукции производителям, дистрибьюторам и розничным продавцам необходим доступ к системе ЕГАИС. Это единая государственная автоматизированная информационная система, за которую отвечают федеральные службы, регулирующие российский алкогольный рынок.
В этой системе фиксируются сделки с алкогольной продукцией. Для взаимодействия с системой необходимо создать индивидуальную учетную запись. В этом материале описано, как подключиться к ЕГАИС и что для этого нужно сделать.
что такое егаис?
ЕГАИС — это государственная система, которая помогает контролирующим органам следить за алкогольным рынком. Она была создана для того, чтобы контролировать производство алкогольной продукции и сократить количество поддельного алкоголя.
Система работает за счет использования специальной федеральной печати или специальной налоговой печати на алкогольной продукции. Эта печать считывается сканером в местах продажи. Если обнаруживается нелегальный алкоголь, чек не принимается, и продажа не завершается.
Чтобы вы лучше представляли, как работает ЕГАИС, мы приводим эту схему. На первый взгляд она может показаться запутанной, но если вы внимательно присмотритесь, то увидите, что все просто
Подключение к этапу ЕГАИС
Создайте аккаунт и начните продавать алкоголь по закону самостоятельно. Нет необходимости обращаться в органы власти или пользоваться услугами третьей стороны. Впрочем, возможно, будет проще поручить эту работу юристу или бухгалтеру. Таким образом, вам не придется все делать самостоятельно.
Даже если у вас нет сотрудника, вы можете часто обращаться к частным специалистам, поскольку процесс подключения может показаться утомительным. Сама услуга подключения очень популярна на рынке, и есть много людей, которые могут помочь вам с ней, поэтому она не будет стоить дорого. В зависимости от вашего города она стоит от 3 000 до 10 000 °C.
Получение ключа RSA
Для безопасной передачи данных необходимо получить RSA-ключ на сайте Управления по регулированию алкогольного рынка и добавить его к ключу шифрования вместе с цифровой подписью. После регистрации в ЕГАИС вы получите два пароля, которые понадобятся вам для входа в систему.
Чтобы начать регистрацию, посетите сайт ЕГАИС
Верификация.
Нажмите на значок «Начать проверку», чтобы проверить, все ли требования к входу в систему выполнены. Если компьютер соответствует требованиям и на нем установлен Internet Explorer, красным цветом будет выделен только третий пункт, касающийся установки программных компонентов. Это необходимо для нормальной работы системы.
Недостающие компоненты можно скачать и установить прямо по этой ссылке
Установка блока транскрипции.
Это приложение, которое передает данные из учетной системы на сервер ЕГАИС. Чтобы начать процесс установки, выберите в меню пункт «Установить транспортный модуль» и скачайте программу установки.
После загрузки программы установки нажмите «Запустить» и дождитесь завершения установки. После этого на рабочем столе появится значок универсального транспортного модуля (UTM). Вы можете щелкнуть его правой кнопкой мыши и выбрать «Главная».
При необходимости УТМ можно подключить к бухгалтерскому ПО (например, 1С), поддерживающему ЕГАИС. Мы также составили список из восьми лучших бухгалтерских программ в нашей статье «Лучшие программы для складского учета в 2025 году».
Краткие инструкции по подключению к ЕГАИС
Убедитесь, что ваш компьютер соответствует требованиям ЕГАИС. Затем зарегистрируйтесь на сайте ЕГАИС и активируйте электронную цифровую подпись и ключ шифрования. Наконец, загрузите УТМ — программу, специально разработанную для отправки информации в ЕГАИС.
Как это работает и как этим пользоваться.
Как видите, очень важно знать, как ИП подключает ЕГАИС к пиву и работает в штатном режиме. Таким образом, предприниматель защищен от штрафов и выплат за контрафактную продукцию, а также от проблем со здоровьем клиентов. А в качестве непосредственной экономической выгоды — он работает на собственную репутацию в глазах своих клиентов.
Как OSEP может работать с ugais?
1. купить носитель, построенный на scsi. Например, Рутокен Эдс 2. 0 и Jacarta-2 SE (Jacarta-2 PKI/ГОСТ/SE).
Носитель должен быть сертифицирован Федеральной службой по техническому экспорту Российской Федерации (ФСТЭК) или Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Сертификат можно запросить у продавца.
2. подготовьте документы: паспорт РФ, снилс, жесть.
3. подайте заявление на получение подписи. Заявки могут быть отправлены на бумажном носителе или в электронном виде.
Заявление можно подать на бумажном носителе или в авторитетный центр сертификации.
Заявление можно подать в электронном виде на сайте Федеральной налоговой службы. Если вы руководитель организации — через сотрудников налогоплательщика — физического лица. Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем — через налоговый орган индивидуального предпринимателя.
4. назначение на должность в Федеральной налоговой службе. Выберите из списка подразделений ФНС, которые предоставляют услуги, чтобы получить УКЭП и записаться на прием. Это можно сделать через «электронную регистрацию чеков» или по телефону. Номер телефона подразделения инспекции в вашем регионе можно найти на сайте ФНС.
5. получите подпись в выбранном вами подразделении ФНС. Возьмите с собой носитель информации при оформлении УКЭП и все необходимые документы.
ВАЖНО: Попросите выдать вам пару ключей с помощью носителя «Экапи». В противном случае налоговый инспектор может выдать подпись, которая не подходит для работы с ЕГАИС, и вам придется получить новую подпись.
Налоговый инспектор проверяет документ и, если все в порядке, записывает на теле ключ подписи и сертификат. Сертификат подтверждает принадлежность ключа подписи. На запись в центре должно уйти не более 15 минут.
Готово! Чтобы использовать ukep, скачайте на свой компьютер КриптоПро CSP версии 5 или более поздней и установите сертификат подписи по инструкции. Также вам понадобится драйвер для работы с носителем — Rutoken или Jacarta. Продавец, у которого вы купили носитель, расскажет, как его установить.