Каковы основные юридические характеристики Конституции и можно ли каждую из них изобразить на примере?
Сортировка конституций по группам.
Материальные и юридические конституции.
Материальная конституция — система действующих норм общественного и государственного строя, правового положения граждан, система правовых и политических отношений, непосредственно влияющих на правовую конституцию.
Содержание правовой конституции определяется этими отношениями и процессами, происходящими в сфере экономической, политической и социальной деятельности.
Правовая конституция — это нормативный правовой акт с определенной структурой, утвержденный в соответствии с установленными правилами. Она является реализацией фактического права, поскольку содержит определенный набор статей.
Материальное и формальное значение конституции
Конституция в материальном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих основы общественного строя, государственного устройства и положения граждан в нем, чтобы нормативные правовые акты были равны между собой по юридической силе. Конституция в формальном смысле — это правовой акт (гораздо реже — более правовой акт), обладающий наивысшей юридической силой среди национальных законов и изменяемый в более сложном порядке по сравнению с другими законодательными актами.
Однако, как и в любом правиле, здесь есть исключения.
В Великобритании Конституция имеет смысл. Это связано с тем, что в штатах нет акта высшей юридической силы, который может быть изменен в особом порядке и является более сложным. Здесь основы государственного устройства, социальной структуры и правового статуса граждан определяются не только законодательными нормами, но и правовым обычаем, судебной системой и догматическими правовыми источниками.
В некоторых странах при этом используются чисто формальные нормы, поскольку они включены в текст закона. С точки зрения материального законодательства они не являются особо важными нормами.
Когда используется определение «конституция», чаще всего имеется в виду юридическая конституция в формальном смысле этого слова.
Кодифицированные и неписаные конституции
Конституции классифицируются как кодифицированные или неписаные в зависимости от формы их выражения.
Форма выражения конституции — это способ организации и представления конституционных норм и институтов.
Кодифицированные конституции — это законы, которые провозглашаются в качестве основного закона государства.
Неписаная конституция выражается в ряде законодательных актов, статутов и правовых конвенций. По правовой конвенции такие конституции характеризуются как неписаные правила.
Ряд законов и правовых норм закрепляют основные положения существующего государственного строя, но формально не объявляются основным законом.
В настоящее время ни одно государство не имеет полностью неписаной конституции, поэтому такой конституции не существует в принципе. Даже государства с типичной неписаной конституцией содержат ряд кодифицированных законов. Таким образом, вышеупомянутые конституционные различия заменяются различиями, присущими формальным и материальным конституциям.
Дарственные конституции — конституции, утвержденные Учредительным собранием и ратифицированные на референдуме.
Предоставленная конституция — это конституция, предоставленная стране, которая уже полностью сформирована, и народ не участвует в процессе реализации конституционного процесса.
Предоставленные конституции делятся на следующие категории
Гибкие» и „жесткие“ конституции.
Эти типы конституций различаются по способу их изменения.
Гибкие» конституции — это конституции, которые изменяются так же, как и другие законы (например, неписаная конституция Великобритании).
Жесткие» конституции требуют иных, более строгих условий.
В современном мире наблюдается смешанная конституционная модель в отношении изменения конституционных положений. Некоторые статьи не меняются вообще, другие изменяются более сложным, но упрощенным способом.
Существует несколько характеристик «жестких» конституций, которые применимы к разным странам.
В некоторых государствах существуют конституционные правила.
Статья 139 Конституции Португалии или Италии гласит, что демократическая форма правления не может быть изменена ни при каких обстоятельствах.
Постоянные и временные конституции
Конституция, характеризуемая как постоянная, не означает, что срок ее действия неограничен.
Постоянные конституции — это конституции, в которых не указан срок их действия и не предусмотрены непредвиденные обстоятельства, связанные с их заменой.
Временная конституция — конституция, которая ограничивает срок своего действия и определяет условия, требующие ее замены постоянной конституцией.
Временные конституции утверждаются без Учредительного собрания и не подлежат референдуму. Они провозглашаются главой государства или руководителем страны после переворота. Статьи временной конституции определяют срок ее действия в результате решения Учредительного собрания и референдума. В некоторых случаях временная конституция может стать постоянной без необходимости ее изменения. К таким конституциям можно отнести Основной закон Федеративной Республики Германия, принятый в 1949 году. Изначально он был принят как временная конституция, и его первоначальное действие распространялось не на всю Германию, а на оккупированные англо-французскими войсками территории.
Конституция является программной и декларативной.
Программная конституция — это социалистическая конституция, в которой изложены основные цели социалистического и коммунистического строительства. (В Китае, где в Конституции прописана цель построения социализма, лидеры считают, что на построение социализма уйдет около 100 лет).
Статутная конституция — конституция, не содержащая программных положений по социальным преобразованиям.
Однако большинство уставных правил программы являются статутными, они включают элементы программы и направление ее целей (предисловие, преамбула). Различают конституции федеральных земель, унитарных государств и субъектов федерации. В очень редких случаях конституции могут быть приняты в автономных государствах политического характера (Автономная Республика Крым на территории Украины).
Юридические особенности Конституции Российской Федерации
Конституция как основной закон государства регулирует важнейшие базовые общественные отношения. Она не призвана детально регулировать конкретные виды общественных отношений. В связи с этим конституции, как правило, имеют стабильный и долгосрочный характер.
Конституции присущи признаки, отличающие их от актов действующего права, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.
Одним из юридических свойств конституции является ее верховенство в правовой системе. Примат конституции служит проявлением доктрины верховенства права и предполагает ее главенствующее положение в законодательной системе. Примат конституции гарантируется: 1) наличием особого класса, устанавливающего и изменяющего ее- 2) закреплением конституционных положений высшей юридической силы- 3) созданием особых институтов защиты конституционной законности (конституционного судопроизводства). Чиркин В.Е., Основные принципы государственной власти. — М.: Урист, 2003.
За соблюдение конституционных норм отвечают федеральные органы — Президент РФ и Конституционный Суд (ст. 125 Конституции), обеспечивающие законодательные акты ФКЗ и его избирательных округов.
Важным правовым статусом Конституции является ее стабильность, т.е. незыблемость конституционных положений.
Конституция — это акт долговременного действия. Стабильность проявляется во влиянии определенных целей на общественные отношения, которые представляют собой правосознание граждан, субъектов конституционного регулирования, в их взаимодействии с субъектами права. Стабильная конституция — важнейшая предпосылка правового порядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма реализации функций государства и механизма человеческих отношений между личностью, обществом и государством.
Конституция — основа правовой системы. Являясь ядром и основой правовой системы, Конституция действует не сама по себе, а в контексте этой системы. Конституция является ключевым элементом правовой системы и ее основным правовым источником. Важность конституции проявляется и в том, что она определяет исходные принципы функционирования всей правовой системы и в то же время входит в правовую систему как системный и основной источник информации для каждой отрасли права. Чиркин В.Е., Основные принципы государственной власти. — М.: Улист, 2003.
Конституция определяет сам закон. Она определяет, какие нормативные законы издаются различными органами, их названия, юридическую силу, порядок и процедуру издания законов. Конституция сама определяет ряд федеральных конституций и федеральных законов, которые должны быть приняты в соответствии с ней.
Комплексное развитие всех законов в соответствии с Конституцией создает оптимальные условия для формирования демократического правового государства, укрепляет ситуацию законности и правопорядка.
Важно, что Конституция Российской Федерации определяет соотношение с правовыми полномочиями не только Федерального конституционного закона и иных федеральных нормативных правовых актов, актов субъектов Российской Федерации, но и международных законов, ратифицированных СССР и ратифицированных СССР. Общепризнанные нормы и принципы международного права превращаются во внутригосударственные нормы. Это отражает процесс интеграции законодательства в мировом масштабе.
Как одна из юридических характеристик Конституции, реальность связана, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют реально существующим общественным отношениям. В этом смысле конституционная реальность Российской Федерации заключается в том, что она должна соответствовать потребностям общества и интересам граждан Российской Федерации. Разумеется, здесь нет никакого автоматизма. Конституционная реальность обеспечивается прежде всего организационной работой государства и его органов, но в значительной степени общественных объединений, включая многие политические партии. В организационной работе должны применяться конституционные требования и работать все компетентные органы и лица, соответствующие их деятельности. ЗИНОВЬЕВА. в. Конституционализм как барометр правовой культуры и основанного на ней верховенства права. // Судебная практика. -1999. № 2.
Реальность каждой конституции, в том числе и Конституции Российской Федерации, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических и организационных гарантий. Мало толку от конституций, состоящих из красивых лозунгов и положений, не имеющих реальной основы и не направленных на ее создание и укрепление.
Граждане должны быть приучены к уважению Конституции и необходимости соблюдать ее нормы. Если Конституция не имеет авторитета в обществе, это признак того, что она не важна, и наоборот — не имея всего, что еще определено в Конституции, граждане верят в то, что Конституция не меняется, а значит, помогает им адаптировать ее к реальности в духе Основного закона.
Популярность, эта особенность конституций связана с тем, что они представляют интересы народа. В частности, популярность конституций зависит от следующих факторов.
Во-первых, сам народ создает объективные условия для появления новых конституций. Иными словами, общественные отношения, гарантированные конституцией, являются результатом деятельности людей. Тополин Б.Н., Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. — М.: Улист, 1997.
То же самое относится и к Конституции Российской Федерации. Несомненно, изменения в жизни страны были инициированы определенными общественными силами. Но, предлагая свой путь, они исходили из объективных условий жизни народа и отсрочки его потребностей. Иными словами, что-то уже складывалось в обществе, что-то было на пороге формирования, но нуждалось в соответствующей нормативной базе. И не случайно, что с созданием нового общественного строя, вхождением конституционных поправок в жизнь возникали серьезные трудности. Таким образом, популярность Конституции Российской Федерации выражается как в результате создания нового общества российскими гражданами, так и в том, что она отражает тот факт, что Конституция поддерживает будущее развитию.
Во-вторых, популярность Конституции выражается и в том, что люди могут непосредственно участвовать в развитии и в принятии нового Основного закона. Затем это положение принимается в конституцию страны. Тополин Б. Н., Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. — М.: Урист, 1997.
В период разработки проекта действующей Конституции Российской Федерации официальное обсуждение этого плана на государственном уровне не проводилось. Однако и официальный план Конституционной комиссии, и план Президента Российской Федерации, появившиеся на последних этапах, публиковались в газетах и отдельных изданиях миллионными тиражами.
Однако для этой Конституции характерны такие общие проявления, как принятие на референдуме (всенародном голосовании).
Законность конституции проявляется в том, что она принята либо законно избранными органами государственной власти, либо конституционным собранием, специально созданным для принятия конституции, либо конституционным собранием, созданным непосредственно самим народом. Легальность конституции связана с ее синтаксическими характеристиками. Правовой характер Конституции Российской Федерации 1993 года проявляется в том, что она была принята на первом в России референдуме. Граждане должны были оценить планы, представленные Президентом и одобренные Конституционным собранием. В референдуме приняли участие 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 или 58,4 % — проголосовали за принятие Конституции.
Конституционное право России. Краткий курс
Конституция — основной закон государства, закрепленный специальными нормами, обладающий высшей юридической силой, распространяющийся на всю территорию конкретной страны и определяющий основные принципы и структуру организации государственной власти. Взаимоотношения между обществом и государством.
Конституция устанавливает основные принципы устройства общества и государства, наименования и полномочия органов государственной власти, механизмы осуществления государственной власти, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
— Особый субъект, от имени которого принимается Конституция, — народ,
— Составные части Конституции и правовые нормы,
— Широкий предмет регулирования Конституции,
— особые юридические свойства Конституции.
Юридические свойства Конституции:
— Верховенство основного закона на территории государства в целом, включая территорию отдельных субъектов,
— высшая юридическая сила по отношению к государственному законодательству,
— Особая защита конституционных норм,
— немедленное действие конституционных норм,
— особый порядок установления и изменения конституции.
Сущность конституции зависит от того, какие интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теорий происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции
— Согласно теории общественного договора, сущность конституции заключается в суверенитете народа, который устанавливает основные законы, определяющие его полномочия и границы. Распределение их полномочий,
— Теологическая теория гласит, что конституции — это продукт Божьих указаний людям относительно правил существования.
— Школы физического права придерживаются мнения, что конституционные нормы — это опыт народа страны, поэтому заимствование чужого опыта приводит к недолговечности конституции.
— Согласно марксистской теории, суть конституции заключается в том, что она выражает волю правящего класса, а не волю всего населения.
Будучи нормативным актом, конституция, в отличие от других законов страны, принимается в форме письменного документа, изданного в определенном и, как правило, сложном порядке. Однако говорят о «неписаной» конституции (в Великобритании), поскольку основной закон не просто написан.
Конституции классифицируются по следующим основаниям
— по историческому этапу принятия (первое или второе поколение),
— по социальным характеристикам (демократические конституции (применимы к большинству стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (сегодня встречаются крайне редко и обычно охватываются тоталитарными конституциями, где фактический авторитаризм прикрывается демагогическими лозунгами))
— от способа изменения («гибкость», они изменяются так же упрощенно, как и другие законы страны — «жесткость», требующая «смешения», что требует специфического и сложного процесса для изменения),
— по сроку действия (постоянная или временная (в текстах этих конституций прямо указывается срок действия или условия, при которых действие конституции прекращается).
Конституция Российской Федерации — это нормативный и муниципальный закон.
Очень важно выделить присущие Конституции Российской Федерации 1993 года особенности и ее отличие от советской Конституции. Конституция Российской Федерации включает в себя
— Полное, последовательное и глобальное гарантирование во всем мире прав и свобод человека и политика в соответствии с международными стандартами защиты прав человека,
— характеристику институтов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие прав и свобод человека и политики со всеми другими конституционными институтами в сфере политического и экономического устройства государства,
— правила, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод.
Конституция Российской Федерации вводит систему толкования. Это официальные толкования, имеющие юридическую силу. Цель толкования — юридически точно определить, как следует понимать нормы Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации регулирует широкий спектр общественных отношений и затрагивает интересы всех граждан. Конституционные нормы Конституции Российской Федерации являются источником информации не только для конституционного права, но и для других отраслей права.
Конституция является правовой основой для разработки всех действующих законов. Федеральная Конституция и федеральные законы устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Парламентский контроль за соблюдением Конституции осуществляют органы Федерального Собрания Российской Федерации.
Важную роль в укреплении конституционной законности играет Президент Российской Федерации. Он выступает гарантом конституционного и федерального права. Особую роль в защите и соблюдении Конституции играет Конституционный Суд Российской Федерации. Верховенство Конституции Российской Федерации впервые было гарантировано в нашем конституционном законодательстве (часть 2 статьи 4). Это означает, прежде всего, установление нового конституционного строя, утверждение правового государства в силу того, что нормы Российской Федерации распространяются на всю ее территорию.
Принцип федерализма реализуется путем разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, в совместном ведении и ведении каждого из этих субъектов.