В России предложили выдавать водительские права с 16 лет. С такой инициативой выступил депутат Василий Власов. Это письмо с его предложением на имя главы Министерства госбезопасности РФ Михаила Черникова.
По мнению депутата, снижение возрастного ценза будет способствовать тому, что молодые люди будут раньше вовлечены в финансовый процесс. Желание купить автомобиль помогает подросткам раньше начать работать и стать финансово независимыми. Власов также отметил, что во многих странах подростки могут управлять автомобилем с 16 лет.
aif. ru узнал, при каких условиях в разных странах можно водить машину в разном возрасте.
В каких странах можно начать водить машину в 14 лет?
В некоторых штатах США можно получить водительские права и начать управлять автомобилем в 14 лет. Такая возможность есть у подростков на Аляске, в Арканзасе, Айове, Канзасе, Южной Дакоте и Вайоминге. В Айдахо, Монтане и Северной Дакоте они могут получить права через шесть месяцев после 14-летия, а в Мичигане — за два месяца до 15-летия. Однако в большинстве случаев это временная «студенческая лицензия», выдаваемая на много лет. Например, на Аляске взрослый в возрасте 21 года и старше с опытом вождения не менее одного года должен находиться в автомобиле с 14-летним водителем.
После достижения 16-летнего возраста и шести месяцев водительского стажа новый водитель может получить новые права, которые включают несколько ограничений. Права не позволяют им перевозить других пассажиров младше 21 года (кроме братьев и сестер). Подросткам также запрещено водить машину в ночное время с 1 часа ночи до до 5 утра. Эти правила не действуют, если им нужно ехать на работу или если в автомобиле находится опытный взрослый водитель.
Что касается других штатов, то в большинстве из них впервые сесть за руль можно в 15 лет, а получить полное водительское удостоверение — в 17-18 лет.
В Альберте (Канада) вождение разрешено с 14 лет. Юные водители должны ездить в сопровождении опытного взрослого водителя, в то время как на мопедах можно ездить в одиночку. Кроме того, юным водителям запрещено садиться за руль с полуночи до 5 утра, даже если в их крови обнаружено небольшое количество алкоголя. Для канадцев в возрасте 14 лет также существуют особые требования к количеству пассажиров в автомобиле (пристегнутых ремнями безопасности) и к количеству баллов за нарушение правил дорожного движения.
Где разрешено водить автомобиль с 17 лет?
В Гибралтаре можно начать водить машину с 17 лет. В этом случае подростки могут водить автомобиль с отметкой «learner». Разрешения действительны не более трех месяцев, после чего их необходимо заменить. Перевозка пассажиров по таким разрешениям запрещена. Исключение распространяется только на тех, кто имеет полное водительское удостоверение не менее двух лет.
В самой Великобритании первое водительское удостоверение можно получить за три месяца до 16-летия, а полное водительское удостоверение — с 17 лет.
Законопроект о возрасте водителя 2025 года внесен в Палату общин
2 июля 2025 года в Национальное собрание был внесен законопроект о новых требованиях к возрасту водителей.
Напомним, что 19 июня 2025 года в СМИ активно обсуждалась возможность ограничения максимального возрастного ценза для водителей до 70 лет. Инициатором этой идеи выступило общественное движение «Ветераны России». На сайте движения появилась информация о том, что соответствующее предложение было направлено генеральному директору МВД России Владимиру Колокольцеву.
Среди прочего, в письме, как сообщается, предлагалось установить верхний возрастной предел, после которого вождение автомобиля будет ограничено или запрещено. Кроме того, «российские ветераны» считают, что пожилых водителей следует подвергать необычным и строгим медицинским обследованиям.
После бурной критики со стороны экспертов в тот же вечер инициаторы поправки взялись опровергать собственную информацию. В частности, они уточнили, что предлагают не полный запрет на вождение для пожилых людей, а лишь дополнительные медицинские обследования и краткосрочные водительские удостоверения.
Мы говорим о том, чтобы выдавать водительское удостоверение на более короткий срок по достижении определенного возраста и при прохождении очередного медицинского осмотра. Например, вместо 10 лет пусть это будет пять лет или даже один-два года, в зависимости от состояния здоровья». Конечно, информация о полном запрете не соответствует действительности», — сказал президент „Ветеранов России“.
В ночь на 2 июля 2025 года соответствующий законопроект уже был внесен в государственную Думу.
Его редакторами выступили молодой Владислав Даванков и депутаты Госдумы от партии Антона Таксева. Согласно тексту поправки, в перечень медицинских испытаний для водителей, перечисленных в статье 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предлагается добавить новый пункт.
‘Обязательное повторное медицинское освидетельствование транспортного средства в связи с достижением возраста 80 лет’.
Таким образом, согласно тексту поправки, по достижении 80-летнего возраста водители подлежат обязательному повторному медицинскому освидетельствованию. При этом с какой периодичностью необходимо проходить — здесь не уточняется. В итоге в настоящее время данная процедура предусмотрена Минздравом в случае принятия поправок в Федеральный закон и осуществляется путем проведения периодических медицинских осмотров водителей.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, даже при нормальном старении у пожилых людей ослабляется сенсорная чувствительность и снижается объем памяти. Из всех видов памяти еще хуже работает кратковременная память. С возрастом зрение, слух, реакция и когнитивные способности людей могут ухудшаться ускоренными темпами, что повышает риск дорожно-транспортных происшествий», — обосновывают необходимость такого изменения авторы пересмотра.
Кроме того, они ссылаются на мировой опыт в этой области.
Во многих странах мира существуют дополнительные требования к медицинским осмотрам пожилых людей. В Италии пожилые люди должны продлевать свои дипломы чаще, чем молодые граждане: каждые три года после 75 лет, каждые пять лет после 50. В Испании продление лицензий и медицинские осмотры проводятся чаще — каждые пять лет, начиная с 65-летнего возраста. В Великобритании по достижении 75 лет водители должны пройти тест на знание правил распределения (Distribution Rules).
Далее MPS перечисляет положительные эффекты от внесенных изменений.
Установление обязанности для граждан проходить повторный медицинский осмотр по достижении 80 лет поможет выявить такие состояния, как деменция, болезни сердца и другие хронические заболевания, которые могут серьезно повлиять на их способность управлять автомобилем. Это снизит риск серьезных аварий и защитит жизни водителей и других участников дорожного движения», — заявили они.
В то же время следует напомнить, что медицинские осмотры в соответствии с той же статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» проводятся за счет самих водителей. В результате эти изменения станут дополнительным финансовым бременем для пожилых водителей.
Теперь этот документ готов к рассмотрению в первом чтении.