Наше издательство выпускает печатное издание «Научные аспекты» с 2012 года.
В этом году мы также создали одноименное электронное издание.
Это будет первый номер издания, в котором будет объявлено о приглашении к подаче статей, претендующих на вступление в RSCI.
Более подробную информацию можно найти на странице онлайн-версии.
Характеристика правового статуса судей в отставке.
Блохин Данил Владимирович — студент юридического факультета Северо-Кавказского филиала Российского государственного судебного университета.
Загайнова Гоар Грантовна — доцент кафедры государственного управления и правоведения Северо-Кавказского филиала Российского государственного судебного университета.
Резюме: Автор анализирует нормы российского законодательства и примеры судебной практики в сфере деятельности судей. Выявляются некоторые особенности режима судей в отставке. Делается вывод о том, что действующее законодательство требует доработки, в связи с чем предлагаются необходимые дополнения.
Ключевые слова: статус судей в отставке, Конституция Российской Федерации, статус судей, проблемы правового положения судей, судебная система.
Современный этап реформирования судебной системы требует обеспечения независимого положения судей как ключевых фигур судебной власти. Особый статус судей, предусмотренный Конституцией РФ, предполагает продление их полномочий даже в периоды, когда они уже находятся в отставке. Такой подход не только гарантирует беспристрастное отправление правосудия, но и позволяет предъявлять к судьям более высокие требования, выражает уверенность в их независимой и компетентной позиции.
Статья 119 Конституции Российской Федерации[1] определяет конкретные требования и запросы к судьям. Кроме того, в ней предусмотрена возможность принятия федерального закона о конкретных дополнительных требованиях к судьям судов всех уровней Российской Федерации. .
Следует отметить, что режим пребывания судей в отставке ни Конституцией Российской Федерации, ни Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации» не определен.
Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31. 12. 1996 [2] предусматривает, что судьи — это граждане, уполномоченные Конституцией Российской Федерации и настоящим законом осуществлять правосудие и профессионально исполнять свои обязанности. Это определение четко отделяет судей от всех остальных, а также от судей в отставке.
Формулировка статьи 15 вышеупомянутого УПК важна тем, что она предусматривает сохранение за судьями в отставке их званий и, кроме того, гарантирует неприкосновенность действующим судьям. Он также остается официальным членом судейского сообщества и может быть вновь назначен на должность судьи. Судьи в отставке могут работать в автономных объединениях, профсоюзах, общественных, государственных или муниципальных органах, законодательных органах, государственных думах или федеральных советах, а также заниматься наукой, писательской и иной творческой деятельностью, юриспруденцией. различными образовательными учреждениями.
Нередки случаи, когда отставка судьи временно приостанавливается, и он переизбирается на новый срок. Отставка судьи может быть прекращена по следующим причинам.
По этим причинам вопрос об отставке решается после вынесения вердикта коллективной квалификационной конференции по месту жительства или предыдущего места работы судьи.
Бывшие судьи имеют полное право обжаловать решения этого органа. Кроме того, Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) отметил, что такой вердикт о лишении звания должен быть основан на фактическом материале, подтвержденном существенными доказательствами, о чем говорится в п. 45 обзора судебной практики Верховного суда РФ. юстиции. 1 от 2022 г., утвержденного ВККС РФ 01. 06. 2022Г [3].
Еще одна причина лишения судьи звания — запрет на хранение денег в иностранных банках для него или членов его ближайшей семьи. Это условие необходимо для более эффективной борьбы с коррупцией в судах. Кроме того, суды не заинтересованы в решениях, нарушенных по процессуальным основаниям, поскольку подсудимый имеет полное право заявить о незаконности действий судьи, если его поведение не удовлетворяет законному требованию (постановление Верховного суда № . .
Критерии компетентности судьи и его способности полноценно выполнять свою работу имеют большое значение, когда вопрос об отставке решен, но еще не оформлен юридически. В качестве примера можно привести апелляционное определение коллегиального органа Верховного Суда Российской Федерации. АПЛ19-249 от 25. 07. 2019 [5] и АКПИ19-215 от 18. 04. 2019 [6], решение Верховного Суда РФ.
В обоих указанных актах судья обращается в коллегиальные органы правосудия с просьбой о (досрочном) прекращении его ответственности по состоянию здоровья, поскольку он прошел длительный курс реабилитации и лечения. Группа инвалидности Вторника и, кроме того, тип заболевания не позволяли ему выполнять обязанности судьи.
Поэтому заявитель не согласился с решением о прекращении исполнения своих обязанностей по различным причинам (по состоянию здоровья или по другим причинам), поскольку это создает неопределенность в отношении его социального и материального обеспечения, предусмотренного законом. Однако решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2019 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба — без удовлетворения.
Действительно, уравнение статуса действующих судей в отставке (несмотря на то, что судьи в отставке не имеют никакого отношения к исполнению судейской работы и распоряжению судебной властью), финансовых, гражданских и гражданско-правовых прав после прекращения активной деятельности. Неоднозначным является и обеспечение «интеграции судей в отставке в судейское сообщество». Это подразумевает возможность работы в ассоциации данного судьи только после его личного консенсуса.
Интересно, что судьи в отставке представляют собой довольно неоднородную группу. Различия в объеме их политических прав зависят от продолжительности их судейского срока до выхода в отставку.
Этот закон устанавливает древние расчеты в привилегированном положении только для тех, кто вышел на пенсию в соответствии с основаниями, указанными в подпункте 11 п. 1, ст. 14(1)(1), что не позволяет им осуществлять свою деятельность в полном объеме. В наиболее неблагоприятном положении оказываются те, кто вышел в отставку после вынесения судебного акта, связанного с некомпетентностью или неполной компетентностью.
Причины истечения полномочий судьи, связанные с его судейством или совершением уголовного преступления, могут истекать до официальной даты отставки или завершения максимального срока полномочий.
Логично, что судья, заслуживший эту честь многолетней работой в сфере отправления правосудия, должен стать судьей в отставке. Мы считаем возможным предложить, чтобы закон определял точный срок полномочий судьи. Судья дает ему право уйти в отставку совсем. Не на более короткий срок. А также отказаться от должности по причинам, которые конкретно и четко определены в законе.
Конституционный суд разрешил учитывать работу прокуроров и защитников в составе судей.
Конституционный суд (КС) во вторник постановил, что годы, проведенные в качестве прокурора, адвоката или следователя, должны по-прежнему зависеть от услуг судей, решивших уйти в отставку до выхода на пенсию. Это не относится к судьям, назначенным после 10 января 2009 года. В связи с этим решением Министерство финансов должно в ближайшее время найти дополнительные средства в национальном бюджете.
10 января 2009 года в России вступил в силу закон. 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части принятия федеральных законов по противодействию коррупции, разделяющих судей на две категории разного социального обеспечения». Среди «отдельных законодательных актов», изданных в то время, был Закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».
Были внесены изменения в методику подсчета стажа работы судей.
Этот вопрос важен для судей: по истечении 20 лет службы они имеют возможность выйти на пенсию и получать ежемесячное пособие по выслуге лет (по сути, аналог пенсии, но со всеми преимуществами гораздо более высокого роста, так как рассчитывается исходя из заработной платы судьи). Судьи, накопившие стаж работы, продолжают получать 50% от ежемесячного пособия, которое они получали бы, выйдя в отставку До издания Закона 274-ФЗ стаж рассчитывался следующим образом. Если человек проработал судьей пять лет, то в стаж засчитывалось время, которое он до этого проработал следователем, прокурором или адвокатом. По новым правилам годовая работа в должности судьи засчитывается в стаж.
По словам пресс-секретаря Верховного суда Бориса Горохова, судей с 20-летним судейским стажем, без учета работы на других должностях, в стране можно «пересчитать по пальцам обеих рук».
Поэтому закон № 274-ФЗ вызвал большое недовольство общественности. В частности, обиженными посчитали себя судьи, вступившие в должность до 10 января 2009 года. При вступлении в должность председателей судейской комиссии они рассчитывали свой стаж по старым правилам. Однако, выйдя в отставку или попросив о повышении зарплаты с учетом стажа, они потеряли право на эти льготы.
Путаница в новых правилах привела к тому, что некоторые судьи получали компенсации и надбавки в течение некоторого времени, после чего их выплата была приостановлена. Несколько человек, испытавших эти неудобства, написали жалобы в КЕ. В то же время Железнодорожный районный суд Новосибирска и Кировский районный суд Ростова-на-Дону обратились за разъяснениями, поскольку при рассмотрении дела нескольких других судей в отставке у них возникли сложности с толкованием новой редакции закона.
Конституционный суд встал на защиту судей.
В решении КС подчеркивается, что «уровень конституционно-правовой защиты статуса судей не может быть снижен по сравнению с тем, что уже достигнуто».
Он также отметил, что «законодатели должны принимать во внимание законные ожидания, сформированные на основе действующего законодательства». Ситуация, когда два судьи с одинаковым стажем работы считаются аномальными в зависимости от того, когда они подали заявление о выходе на пенсию или о повышении зарплаты; судьи, подавшие заявление до 10 января 2009 года, считались по-старому. Те, кто, согласно новому законодательству, по каким-либо причинам не смог ответить сразу.
Судья Сергей Маврин, председательствовавший на процессе, заявил, что подобная дискриминация нарушает конституционный принцип равенства и приводит к необоснованным различиям в объеме прав.
В связи с этим Верховный суд постановил, что часть I статьи 7 Закона № 274-ФЗ в той части, в которой она нарушает конституционный принцип равенства и приводит к необоснованным различиям в объеме прав. 274-ФЗ в части, касающейся судей, вступивших в должность до 10 января 2009 года, нарушает статьи 19 (равенство прав и свобод), 55 (не может быть принят закон, отменяющий или сокращающий права и свободы человека) и 120 (независимость Конституции (судебной). Таким образом, требования судей, считающих, что их права были нарушены, были полностью удовлетворены. Все дела, которые до сих пор были проиграны в судах общей юрисдикции, подлежали повторному рассмотрению.
Теперь Казначейству необходимо срочно изыскать средства из государственного бюджета для погашения задолженности перед судьями, которые не получали гонорары с января 2009 года, несмотря на то, что имели право на амнистию и повышение зарплаты.
Сергей Маврин не смог точно сказать, о какой сумме идет речь, но отметил, что ежемесячная компенсация для судей в отставке со стажем более 20 лет не может превышать 80% от зарплаты действующего судьи. В большинстве случаев деньги должны быть взяты из бюджетного фонда с завтрашнего дня; решение ИПК вступило в силу с момента его публикации.
Решения ИПК никогда не касаются судей, назначенных после 10 января 2009 года. Они должны жить в полном соответствии с новыми правилами.
Они могут рассчитывать на гарантированный выход на пенсию только в том случае, если они служили правосудию в качестве судьи.
Однако такого закона не существует. 274-ФЗ улучшил ситуацию для судей, выходящих на пенсию.
Для получения ежемесячного пособия при выходе на пенсию судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины — 55 лет), должны иметь стаж работы не менее 25 лет. Согласно новой формулировке, из этих 25 лет только 10 должны приходиться на судебную практику. Остальные могут быть отмечены за работу в прокуратуре, адвокатуре, следственных органах и на других должностях, где обязательным условием является наличие высшего юридического образования. Например, преподаватели вузов или юрисконсульты. Таким образом депутаты, возможно, пытаются бороться с досрочными отставками и стимулировать судей к максимальному выполнению своих обязанностей.
Подпишитесь на «Газету.ру» в Zen и Telegram. Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите ctrl+