Часто в группу для детей с ЗПР направляются дети со сложными нарушениями развития (расстройство аутистического спектра, олигофрения, тнр, психопатология). Как правило, после первичной консультации и адаптационного периода требуется дополнительная консультация у знакомого специалиста. Поскольку родителям бывает сложно увидеть и полностью описать проблемы своего ребенка, логопед должен проконсультировать ребенка и составить характеристику с описанием трудностей, на которые следует обратить внимание врача для назначения соответствующей медицинской помощи.
Характеристика нейропсихологом детей с ТНД и СДВГ
Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика Никиты Б. (6. 5 лет)
Никита Б. посещает подготовительную тюремную группу (третий год обучения) логопедического детского сада № ___.
В его развитии преобладает нарушение речи (языковое расстройство, 3 уровень), нарушение моторики и нарушение аффективно-эмоциональной сферы.
Низкая динамика в формировании языковых и моторных навыков наблюдается на протяжении всего коррекционно-развивающего лечения. Никита демонстрирует значительные трудности в овладении речевыми и грамматическими структурами языка. В самостоятельной речи он использует простые, малораспространенные предложения, затрудняется в формулировании высказываний. Поведение на фронтальных занятиях и при общении с детьми характеризуется частой сменой настроения (дразнится, хмурится, неуместно смеется, вспышки агрессии, истерический плач, полное недомогание, безразличие).
На индивидуальных занятиях ведет себя адекватно и продуктивно.
Понимает тайный смысл образов с помощью простых представлений и внешней помощи. Мыслительные способности неустойчивы и не самостоятельны.
Рекомендуется обратиться к психологу для уточнения диагноза и назначения медицинской помощи.
°________________________________________________________________________________________________________________
Пример нейропсихолога о ребенке с аутичными чертами.
4. 5-летний Ваня К. следует в подготовительную группу (третий год обучения) в детский сад №. ____.
В период адаптации на первый план вышли сложности с контактами с детьми и другими взрослыми. Мальчик часто капризничал, отказывался от мотивированных занятий, проявлял необязательность и истеричность.
Диагностическое тестирование выявило значительную задержку в развитии. Наблюдалось неравномерное развитие СФК и общих навыков. Разговорная речь, хорошая механическая память, отличное сенсорное развитие (пирамидки, вкладыши, интеллект), отсутствие культурно-гигиенических навыков и сочетание навыков самообслуживания.
В процессе обучения были выявлены специфические трудности в понимании речи. Ребенок понимает слова буквально и неадекватно отвечает на известные вопросы. Ребенок не может использовать приобретенные языковые навыки в новых ситуациях. Значение слов кажется привязанным к конкретной ситуации и контексту. Речь полна эколалий.
В настоящее время в связи со специфическими трудностями развития модификация и качественное формирование знаний, умений и навыков, соответствующих программам для детей с ЗПР, невозможны.
Ребенок направляется к нейропсихиатру для консультации и лечения.
СОБЕС Характерные случаи детей с олигофренией для оформления документов на инвалидность.
Рома П родился 21 ноября 2005 года и поступил в детский сад 2. Сентябрь 2009 года, в средней группе для детей с ЗПР ___.
Рома перешел в большую группу для детей с ЗПР в коррекционном детском саду. Культурные навыки, навыки гигиены и самообслуживания не соответствуют возрасту и формируются очень медленно. Контакт со взрослыми избирательный. Контакт с детьми отсутствует, типичны «близкие игры». Игровые действия носят процедурный и манипулятивный характер.
В ситуации речевого развития отмечается значительное нарушение артикуляционных структур (носо-губных отверстий), отсутствие самостоятельной речи, значительная задержка в развитии когнитивных сфер и серьезные нарушения общей и мелкой моторики. Мышление наглядно-образное и неосознанное. Учебные навыки развиты слабо и неэффективны.
За время обучения в коррекционной группе наблюдается незначительный прогресс по всем разделам программы. Ребенок стал лучше понимать повседневную речь, научился произносить гласные, различать основные цвета, форму и размер предметов, считать. С помощью взрослого они указывают на предметы на картинках в словарных темах.
Формирование знаний, умений и навыков сильно затруднено. Уровень развития значительно ниже возрастной нормы.
Ребенок состоит на учете у психоневролога, для дальнейшего обучения следует выбрать коррекционное учреждение.
Руководитель НФДОУ/школы № ____ Педагог-бихевиорист___ Педагог-логопед___.
Скоординированный и системный подход всех специалистов к диагностике и коррекции нарушений развития — залог успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
1) Сидорова Инесса Анатольевна, учитель-логопед, ГБОУ г. Москвы «Высшая школа № 1519», Москва 2) Трошина Елена Борисовна, учитель-логопед, ГБОУ «Высшая школа № 1519», Москва.