При планировании и организации работы по профилактике правонарушений обучающихся Тувинский политехнический техникум руководствуется Федеральным законом №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законом Республики Тыва №1165 Вх-1 от 29.12.2004г. «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Тыва».
Основными задачами и принципами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются:
1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В целях реализации основных задач и принципов деятельности по профилактике правонарушений проводятся следующие мероприятия:
1. Месячник по адаптации первокурсников.
2. Месячник по профилактике правонарушений.
3. Месячник правовых знаний.
4. Организация деятельности с субъектами профилактики.
5. Индивидуальная и групповая профилактическая работа.
6. Работа с обучающимися, систематически пропускающими занятия по неуважительным причинам.
7. Организация деятельности отряда содействия полиции.
8. Организация выездных рейдов по домам обучающихся и по местам скопления молодежи.
9. Обеспечение участия обучающихся в секциях, кружках, мероприятиях.
В техникуме разработаны локальные нормативные акты, регулирующие образовательно-воспитательную деятельность в части профилактики правонарушений обучающихся:
1. Устав ГБПОУ РТ «Тувинский политехнический техникум».
2. Правила внутреннего распорядка для студентов.
3. Правила внутреннего распорядка студенческого общежития.
4. Положения:
- о Совете профилактики правонарушений;
- о Совете Министров;
- о студенческом общежитии;
- о дополнительном образовании;
- о правилах постановки на внутренний учет «группы риска» и организации сопровождения поставленных на учет студентов;
- о запрете курения в зданиях, на территории, в общежитии;
- о поощрениях и взысканиях обучающихся;
- о социально-психологической службе;
- о родительском собрании;
- об отряде содействия полиции;
- о волонтерском отряде и др.
При организации работы по профилактике правонарушений учитываются основные критериальные направления: профилактика употребления ПАВ; профилактика асоциального поведения, и как следствие, совершения противоправных деяний; правовое воспитание, правовое регулирование деятельности обучающихся; развитие социально-поддерживающей среды, развитие творческих способностей и других интересов обучающихся. Созданы объединения обучающихся, осуществляющие деятельность по направлениям: ОСП — Отряд содействия полиции, Волонтерский отряд «СТАР»,Центр интеллектуальных и творческих дел «Город звезд», Совет профилактики, Совет Министров, Совет общежития. Деятельность данных профильных объединений обучающихся руководствуется концепцией воспитательной деятельности техникума «Семь Я», включающая в себя 7 главных направлений: «Я и закон», «Я – гражданин России», «Я и окружающие меня люди (толерантность во мне)», «Я и творчество», «Я и моя профессия», «Я и мое здоровье», «Я – культурный человек». Данная концепция предусматривает реализацию программ и планов работы всех органов: Совета министров, Совета Музея, Совета общежития, профильного объединения – Отряда содействия полиции, также планы сотрудничества техникума с учреждениями – ОПДН ОУУП и ПДН УМВД РФ по г.Кызылу, УФСКН РФ по РТ, УФСИН РФ по РТ, ЦВСНП МВД РТ, ветеранами-наставниками МВД РТ, «Союз ветеранов Афганистана», Департаментом культуры, спорта и молодежной политики Мэрии г.Кызыла, ГБУЗ РТ «Реснаркодиспансер», ГБУЗ РТ «Рескожвендиспансер», СПИД-центр, Центром медицинской профилактики и другими субъектами профилактики.
Одним из основных вопросов проведения профилактической работы остается контроль над посещаемостью учебных занятий. Разбирается ситуация по обучающимся, склонным к пропускам занятий без уважительной причины. С родителями, этих обучающихся, проводится разъяснительная работа об их ответственности. Семьи таких обучающихся посещаются мастерами производственного обучения и классными руководителями групп совместно с социальным педагогом, педагогом-психологом.
Проводятся профилактические беседы с обучающимися, состоящими на различных видах учета: ПДН, КДНиЗП, ВТК «группы риска». Изучение социальных и материально-бытовых условий проживания обучающихся показало, что наибольшее количество обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации и подверженных факторам риска, это обучающиеся из семей с низким материальным достатком, часто с деструктивными, конфликтными отношениями. В большинстве случаев это неполные или многодетные семьи. Учитывая все названные особенности, классные руководители, мастера производственного обучения при содействии социально-психологической службы уделяют большое внимание профилактической работе с обучающимися и семьями.По результатам данных обследований составляются социальные паспорта групп, ведутся мастерами производственного обучения дневники педагогического наблюдения и индивидуально-профилактической работы с обучающимися и семьями. Данные обучающиеся привлекаются к участию в спортивных и других мероприятиях техникума и города, находятся под наблюдением мастера производственного обучения, классного руководителя, специалистов. Отслеживается посещаемость и успеваемость обучающихся «группы риска». Также проводятся рейды по домам этих обучающихся.
С родителями и законными представителями проводятся беседы о надлежащем воспитании своих детей, о недопущении случаев совершения правонарушений несовершеннолетними.В группах проводят малые педсоветы, связанные с предупреждением и разрешением конфликтных ситуаций между обучающимися, обсуждают проблемы неуспеваемости обучающихся, а также привлечение в досуговую деятельность. Также проводится Совет профилактики, где решается вопрос о постановке на учет «группы риска», о наложении дисциплинарного взыскания.
В свободное время обучающиеся посещают секции по волейболу, баскетболу, теннису, по борьбе «Хуреш». Во время праздников с обучающимися проводятся инструктажи по правилам безопасности, недопущению совершения правонарушений.Согласно утвержденному графику проводятся рейды по домам обучающихся, пропускающих занятия без уважительной причины. Классными руководителями, мастерами производственного обучения, социально-психологической службой посещаются на дому семьи обучающихся, требующие повышенного педагогического внимания и контроля. Обучающиеся принимают участие в городских акциях по профилактике безнадзорности, правонарушений.
Ежегодно проводится мониторинг деятельности по профилактике правонарушений по следующим критериям: коррекционно-профилактический критерий, социально-защитный критерий, медико-социальный, организационно-воспитательный,социально-партнерский. В результате прослеживается динамика коррекционной работы с обучающимися, состоящими на профилактических учетах, работы по педагогическому сопровождению, охвата в кружках и секциях, охвата мероприятиями, динамика правонарушений по сравнению с предыдущим периодом, в целом состояние деятельности по профилактике правонарушений в учреждении, начиная с работы классных руководителей до руководителей подразделений.
Воспитывает все: люди, вещи,
явления, но прежде всего и дольше
всего – люди. Из них на первом
месте – родители и педагоги.
Антон Макаренко
Ведущий специалист воспитательного отдела: Душкун-оол А.А.